Перейти к содержанию

Новости

Лидеры

Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 01.02.2023 во всех областях

  1. Африканский пантеон: Шанго, Эшу, Ошун, Огун, Аконади, Ойя Описание Африканского континента, народа и его культуры. Африка — это континент с прилегающими к нему островами, омываемый с запада Атлантическим океаном, с востока Индийским океаном, с юга обоими этими океанами, с севера Средиземным морем, а с северо-востока — Красным морем. Это единственный материк, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Название «Африка» обычно выводят из финикийского слова «afar», которое переводят как «пыль». Есть версия, что горожане, жители Карфагена, называли словом «афри» людей, проживавших в пригороде. Завоевав Карфаген, римляне назвали всю провинцию Африкой, затем Африкой стали называть все известные регионы материка, а затем и сам материк. По версии палеонтолога и писателя Ивана Ефремова название Африка образовалось от древнеэллинского слова «афрос», что значит «пена», таким образом описывая Африку как континент, окружённый несколькими видами бурных, образующих пену, морских течений. Третья версия выводит название Африки из берберийского слова «ифри», сохранившемся в названии африканской провинции Ифрикия. «Ифри» означает «пещера», то есть название намекает на пещерных жителей континента. Африка представляет собой огромный континент с множеством стран и разными народами — здесь насчитывают от пятисот до восьми тысяч пятисот народов, народностей и этнических групп, у каждой из которых свои уникальные традиции. Африканская речь. В Африке говорят на многих языках и диалектах, основные из которых — арабский, суахили и хауса. Также существует четыре языковых семьи — афро-азиатская, нило-сахарская, нигеро-конголезская и койсанская. А вот единого языка, на котором бы говорили в большинстве стран Африки, не существует. Даже в одной стране может быть несколько официальных языков. Африканские народы. В культурно-этнографическом отношении территория Африки подразделяется на Североафриканскую и Тропическо-африканскую этнографические провинции. Североафриканскую провинцию населяют преимущественно народы индо-средиземноморской и семитской рас, говорящие на семитских и берберских языках. К отдельной языковой семье относится древний коптский язык. Североафриканские народы: арабы, копты, берберы, и некоторые другие. Тропическую Африку населяют в основном народы большой негроидной расы, в состав которой входят негрская, центральноафриканская и южноафриканская малые расы. Например, всем известные пигмеи относятся к центральноафриканской расе, а бушмены и готтентоты — к южноафриканской. В зонах контактов с европеоидами Аравии и Северной Африки сформировались два переходных антропологических типа — фульбский тип и эфиопская раса. Также к особому смешанному расовому типу относятся малагасийцы — коренное население о. Мадагаскара, являющиеся потомками переселенцев с островов Индонезийского архипелага и сочетающие черты негроидов, монголоидов и австралоидов. Большинство народов Тропической Африки говорит на нигеро-конголезских языках, например, на банту. Тропическо-африканские народы: афар, бушмены, ганда, готтентоты, зулу, кушиты, конго, луба, лухья, макуа, малави, ньямвези, руанда, рунди, суахили, тсвана, тсонга, шона, йоруба и многие другие. Создавший и сохранивший яркую мифологию народ йоруба представляет собой не единую народность, а группы родственных негроидных племён, населяющих Западную Африку от устья р. Нигер до Гвинейского залива. Это территория современных государств Нигерии, Того, Бенина и Ганы. Африканская культура. Искусство Африки включает в себя произведения множества различных культур, порой генетически и даже исторически не связанных друг с другом, тем не менее африканской культуре присущи общие характерные черты. Африканские верования. Основное место в религиозных представлениях африканцев занимает мир духов, демонов, привидений и призраков. Западная Африка, в частности Бенин, считается родиной вуду. Вуду представляет собой конгломерат синкретических, то есть разнородных, культов, распространённых в странах Западной Африки, Карибского бассейна и среди афроамериканцев. Корни вуду и сам культ вуду зародились в Африке на основе традиционных верований африканских народностей фон, гбе и эве. В селениях государств Бенина и Того и поныне отмечается вудуистский праздник-фестиваль Зангбето. На празднике проводятся сопровождаемые танцами и барабанным боем церемонии и ритуалы, которым присущ местный колорит. Например, в процессе ритуала доволоко исступлённо танцующими под звуки барабана людьми овладевают духи лоа и тогда люди пьют кровь жертвенных животных, как правило, обезглавленных петухов и куриц. А во время ритуала коку участники осыпают себя белой мукой или белым мелом и общаются с добрым духом Ганбада. Знаменитый храм Питонов в городе Уида/Вида в Бенине считается вудуистским, отчасти возможно потому, что питоны и змеи играют позитивную роль в культе вуду. Бенин называют родиной вуду. Пантеон африканского вуду включает в себя верховного бога Маву, его сына Легба и духов-посредников лоа. Легба, сын Мавы, имеющий внешний вид демона с большими рогами и большим фаллосом почитается в Бенине и некоторых районах Нигерии. В сельской местности святилища божества Легбы традиционно находятся у входа в селения. Лоа — это наделённые огромной силой и почти неограниченными возможностями невидимые духи, осуществляющие посредничество между богом и человеком, играющие важную роль в ритуалах вуду и часто связанные с таким понятием как одержимость. Наряду с классическим африканским вуду существуют также гаитянское вуду и луизианское вуду. Между этими тремя течениями имеются существенные различия. Гаитянское вуду, сформировавшееся в среде западноафриканских рабов на о. Гаити, считается наиболее ортодоксальной разновидностью этого культа. С 1804 года вуду получило статус официальной религии в получившем независимость государстве Гаити. Пантеон гаитянского вуду включает два основных типа божеств: Бонди и духи-лоа. Слово «Бонди» происходит от французского «bon Dieu», что означает «добрый Бог». Это высшее божество, всемогущий бог, сопоставимый с христианским образом Бога, но в отличии от христианства в вуду существует концепция, согласно которой верховный добрый бог Бонди отстранился от всего происходящего в этом мире и не вмешивается в дела людей. И в силу отстранённости Бонди от мирских дел, последователям вуду приходится иметь дело с лоа — невидимыми, но могущественными духами, хотя и более низкого порядка нежели Бонди. Жречество в гаитянском вуду таково: хунган — это священник или жрец вуду; мамбо — это «священница» или жрица вуду. Их деятельность ориентирована на получение предсказаний от духов во время одержимости. Жрецы вуду подразделяются на несколько категорий в зависимости от уровня жреческого посвящения. Также в вуду есть бокор — колдун, человек профессионально занимающийся магической деятельностью. Бокоры часто понимаются как практики чёрной магии. Папа Легба — одна из центральных фигур в культе вуду, особенно в её гаитянском варианте. Папа Легба обладает даром вселять в себя духов-лоа и является посредником между людьми и всеми остальными духами лоа. По представлениям последователей вуду именно он, открывая и закрывая разделяющие миры ворота, даёт разрешение или запрещает сообщаться и говорить с духами лоа, населяющими мифическую страну ЛеГвинею. Поэтому имеющие целью обращение к духам-лоа церемонии вуду начинаются и заканчиваются обращением к Папе Легбе. Папа Легба помогает душам умерших попасть в потусторонний мир. В последствии он может помочь живым установить контакт с этими усопшими душами. Но, с другой стороны, он способен и помешать проникновению духов в мир живых, поэтому его часто просят о помощи в защите дома от злых сил. Папа Легба традиционно изображается как старик на костылях или с посохом, в широкополой шляпе из соломы, курящий трубку или окропляющий водой, пальмовой водкой, ромом или кровью жертвенных животных. В жертву Папе Легбе приносят чёрных и белых петухов, куриц, трубочный табак, сигары, ром, кофе, коньяк, пальмовую водку, орехи, кокосы, жареную или копчёную курицу, торты, пирожные, зерно, ямс, маленькие игрушки. Термин «луизианское вуду» применяется для обозначения религиозных практик, возникших в африканской диаспоре американского штата Луизиана. В отличие от гаитянского вуду, вуду Луизианы более открыто, склонно к синкретизму и характеризуется активным заимствованиями из западной культуры в целом и из католической религии в частности. В луизианском вуду большую роль играют параллели между духами-лоа и христианскими святыми, а во время некоторых вудуистских практик читают католические молитвы. Африканская мифология. Мифология африканского региона — это устные предания и легенды негроидных и некоторых других, проживающих к югу от Сахары народов, за исключением пришедших с Аравийского полуострова арабов. Стоит отметить, что после пришествия арабов в Африку их культура, а позднее и их религия, ислам, повлияли на соседние африканские народы и их культуру и мифологию. Африканские мифы дошли до наших времён преимущественно в виде устных преданий, записанных исследователями-африканистами в девятнадцатом и начале двадцатого века. Эти мифы принято рассматривать обобщённо, так как в различных африканских племенах сохранились разные версии одного и того же предания. Часто в них можно встретить тесно переплетённые с традиционными африканскими верованиями сугубо мусульманские и христианские элементы. Образ Верховного божества в мифологии африканцев. В африканских племенах сохранились верования о том, что верховное божество находится на небе, отождествляется с небом или символизирует небо. Существует множество легенд о том, как верховное божество покинуло землю и отправилось на небо. Как правило, это верховное божество не является творцом мира, а о мире рассказывается так, словно он уже существовал, а первые боги и люди «появляются сами собой», приходят из других земель или спускаются с неба. Поэтому в кругах учёных-африканистов ранее было принято считать, что концепция верховного божества у народов Африки изначально не существовала, а ныне существует только благодаря влиянию ислама и христианства. Природа, образы Солнца и Луны в мифологии африканцев. Природа, в том числе солнце, луна и звёзды занимают значительное место в мифологии африканцев, причём Солнце и Луна персонифицированы, о них рассказывают, как о живых существах и верят, что небесные тела когда-то были людьми. Однако в космогонических мифах Африки редко, почти никогда, не упоминается о создании Земли и природы на ней, так, как если бы Земля и всё живое на ней существовали всегда сами по себе. Образы животных (анимизм) в мифологии африканцев. Животные живут и действуют как люди и взаимодействуют с людьми на равных. В мифах присутствуют все животные региона, особо можно выделить питона, змею, ящерицу, хамелеона, леопарда, крокодила, гиппопотама, слона, шакала, гиену, павиана, гориллу, зайца и проч. Образ зайца или кролика присутствует во многих африканских мифах и соответствует образу яркого хитреца и обманщика — от которого зависит многое, в том числе и будущее народов. Братец Кролик из «Сказок дядюшки Римуса о Братце Кролике и братце Лисе» — это тот самый африканский заяц-трикстер. Тотем в мифологии африканцев. В качестве тотема у африканцев может выступать животное, дерево или растение, а также неодушевлённый природный предмет, а ещё реже — искусственно изготовленный предмет. Тотемам не поклонялись в истинном смысле этого слова — отношение к тотемам было почти родственным и неизменно дружеским. Свой тотем африканец рассматривал как некий исток себя и своих родственников и реально отождествлял себя и членов своего племени с животными того же вида, что и тотем. Такой взгляд на мир отчасти «очеловечивает» тотемных животных и одушевляет такие тотемы как деревья, металлы и драгоценные камни. Африканцы верят, что если тотемом является животное, то половина души каждого человека живёт в животном-тотеме, а это создаёт привлекательные преимущества. Такой африканец может превращаться в любое животное, которое является его тотемом и, будучи в образе животного, сделаться невидимым, чтобы, например, произвести разведку или отмстить врагу. Альтернативно он может отправить воплощённую в тотеме вторую половину своей души с поручением. Духи предков в мифологии африканцев. Вера в продолжении существования души человека после смерти присуща африканцам. Считается, что души усопших остаются около своих могил в течение года или двух, а затем уходят в некий «потусторонний» мир. Во многих мифах отмечается, что души совсем не бессмертны — они обитают лишь до тех пор, пока им приносят подношения и жертвы. Когда душам перестают приносить пожертвования, они потихоньку растворяются. Считается, что поведение умерших зависит прежде всего от отношения к ним живых родственников: если усопшие души и причиняют вред, то лишь для того, чтобы живые родственники не забывали о своём долге перед ними. От усопшего духа не принято ожидать, что он будет заботиться ещё о ком-то кроме своих потомков или своих родственников. Поэтому не существует пожертвований чужим духам предков. Вратами в потусторонние миры часто являются пещеры и норы. Также в потусторонний мир можно попасть через реки, озёра и водоёмы, а также водопады. Африканцы верят, что если близко подойти к водопаду, то духи непременно затянут человека под воду. В водоёмах врата в потусторонний мир — это места водоворотов и омутов. Довольно часто мёртвых изображают в образе змей, но только определённые виды змей могут быть духами предков. Например, ядовитые змеи — это всегда обычные животные, не являющиеся перевоплощениями духов предков. Африканцы считают, что любое животное и существо, замеченное на могиле, может являть собой душу похороненного в ней человека. Колдовство в мифологии африканцев. Колдовство и деревенская магия естественным образом пронизывала жизнь простых африканцев, но несмотря на это потомственных могущественных колдунов/бокоров в Африке по-настоящему боялись и поэтому истории конкретно о колдунах в целом нетипичны для Африки. Как правило, в мифологии африканцев колдун рассматривается как сверхъестественное необычное существо, которое обладает неограниченной властью. Тем не менее, иногда колдунов убивают из страха перед ними и их практиками, причём считается, что просто убить колдуна недостаточно, а лучше его сжечь, чтобы полностью уничтожить тело, поскольку частично уничтоженный колдун способен на лютую месть своим обидчикам. Очень популярная среди темнокожего населения практика вуду корнями уходит в колдовские практики африканских колдунов. О колдунах в Африке предпочитают помалкивать, зато широкое распространение получили истории о сверхъестественных существах, призраках и демонах, проживающих в уединённых местах, в непроходимых тропических лесах, в болотах с ядовитыми испарениями и бесплодных отравленных пустынях. В племени готтетотов из пустыни Калахари распространены рассказы о живущих среди песчаных дюн ужасных существах-людоедах, имеющих глаза на ступнях ног: для того, чтобы смотреть этими глазами такое существо, называемое «айгамучаб», опускается на руки и поднимает ступни ног вверх. Герои в мифологии африканцев. В африканской мифологии редко встречаются герои, сочетающие в себе одновременно черты создателя, правителя и хитромудрого, ловкого трикстера-обманщика. Одним из таких героев однозначно является бог-алхимик, воин, охотник, повелитель грома и молний Шанго. Шанго Шанго — «метающий камни»; (в Латинской Америке имя бога произносится как Джанго, Чанго, или Ксанго). P.S: в к/ф «Джанго освобождённый» режиссуры Квентина Тарантино, главный герой — африканский раб Джанго — носит имя именно этого бога. 1. Происхождение Шанго и его культа. Шанго — небесный отец, дух грома и молнии, охоты и грабежа, великий бог-алхимик, а также один из самых популярных ориша в традиции йоруба — группы родственных негроидных народов, населяющих Западную Африку от устья р. Нигер до Гвинейского залива (страны: Нигерия, Того, Бенин и Гана). Согласно африканским мифам Шанго порождён богом воздуха Орунгамом или, по другой версии, сыном правителя древнего города-государства Ифе (по другой версии Ойо) — воином Ораньяном, сыном Одудува. Шанго проживает в обширном богатом медном дворце в облаках. Именно из этого дворца он метает раскалённые камни и смертоносные молнии в тех, кто вызывает его гнев. У Шанго было три жены: богиня реки Нигер — Ойя, богиня реки Ошун — Ошун — и богиня реки Оба — Оба. Священное животное Шанго — баран. Бог владеет тремя двуглавыми баранами, которые именуются «бата». Священные цвета Шанго — красный и белый. Искусство танца и музыка в целом не чужды Шанго. Традиционно Шанго изображался с луком и мечом в руках, стоящим в окружении своих трёх жён — Ойи, Ошун и Обы — которые держали ладони сложенными у груди. Прислуживали Шанго и его семье бог ветра Афефе и богиня радуги Ошумаре. Считалось, что Шанго наказывает молнией за нарушение клятвы или ложь. Поэтому потерявших сознание от удара молнии людей йоруба добивали и не хоронили, так как считалось, что тела убитых принадлежат Шанго. Хижины, в которые ударяла молния, немедленно подвергались взлому и грабежу почитателями бога Шанго и его жрецами, причём хозяев такой хижины ещё и штрафовали за то, что они прогневали бога. Итак, Шанго — суровый и даже жестокий африканский бог и нет той силы, что спасла бы от гнева Шанго. Выступает он и как справедливый и неизменно наказывающий провинившихся судья: для того, чтобы получить благосклонность бога достаточно жить по законам честности и порядка, сохраняя доброе отношение ко всему миру. Согласно более поздним преданиям Шанго являлся правителем древнего и когда-то могущественного города-государства народа йоруба, этот город-государство назывался Ойо, что созвучно имени старшей супруги Шанго, богини Ойе. В некоторых районах Карибских островов сохраняются древние африканские верования и легенды, преподносящие Шанго как символ удачи, благополучия и бесконечного источника сил. Связанные с Шанго инициации проводят на Кубе, в Пуэрто-Рико и Венесуэлле. 2. Храмы Шанго. В древние времена в Тропической Африке храмы Шанго были весьма распространены. Ныне от них остались только легенды. В настоящее время существуют святилища Шанго под открытым небом, а также в домах последователей его культа. 3. Характер богослужений и жертвоприношений, подношения и молитвы. Потомственные колдуны/бокоры и практикующие магию люди просят Шанго о силе, могуществе, знании и власти. Остальные люди просят о защите от потомственных колдунов/бокоров и практиков магии. Шанго подносят пальмовое масло, домашний алкоголь собственного приготовления, чёрных, пёстрых и белых петухов в зависимости от поставленного запроса; также козлов различных цветов, но в основном чёрных, а также морских и сухопутных черепах. Воскуряют смолы тропических деревьев и смеси из лекарственных растений. 4. Связанные с Шанго легенды. Легенда 1: «Зелье для Шанго»: Было время, когда Шанго, чья энергия проявляется преимущественно в раскатах грома и силе разрядов молний, владел только практикой грома и грохота. Однажды ему пришла в голову мысль о том, что он мог бы стать ещё более могущественным. Поразмыслив, Шанго отправился к колдуну-чародею Эшу и попросил того о средстве для апгрейда своей мощности. Эшу отвечал, что достигнуть желаемого можно при помощи чудесного зелья, которое и пообещал приготовить. Шанго сказал, что пришлёт за приготовленным составом свою супругу Ойю. Когда зелье было готово, Эшу дал знать об этом Шанго и его супруга Ойя пришла за снадобьем. Эшу передал ей сосуд с напитком и заверил, что это средство придаст Шанго могущества. Ойя отправилась домой, но по дороге из любопытства приоткрыла пробку сосуда и заглянула внутрь. Содержимое сосуда показалось молодой женщине заурядным, поэтому она, не задумываясь о последствиях, сделала глоток. В тот же миг из её рта вырвалось пламя и продолжало периодически извергаться всё то время, что она бежала к дому. Узрев последствия проступка жены, Шанго впал в ярость. Сначала он выпил волшебный напиток до капли, а затем прогнал любопытную супругу прочь. Выпитое зелье возымело действие и изо рта Шанго также стало извергаться — по его желанию — контролируемое пламя. Это были молнии, дополнившие силу грома. Так Шанго приобрёл ещё большее могущество. Этот факт так обрадовал его, что бог позволил своему окружению уговорить себя простить свою супругу Ойю и воссоединился с ней. Легенда 2: «О воине Джакуте, обожествлённом как Шанго»: Город-государство народа йоруба первоначально возглавлял Ораньян. Ораньян сменил на троне Аджака, который был впоследствии свергнут, так как не обладал военной доблестью йоруба и позволял своим вассалам слишком большую, по мнению родовой знати, независимость. Трон города Ойо был передан брату Аджаки, а звали этого брата Джакута; именно этот Джакута был впоследствии обожествлён под именем бога Шанго. Легенда 3: «О том как правитель Шанго был изгнан и стал богом»: Шанго правил в городе-государстве Ойо. Среди сражавшихся в войске Шанго воинов было много славных героев, но величайшими были Тимми и Гбонка. Слава и растущий престиж этих воинов обеспокоили Шанго, который погрузился в мрачное раздумье и начал размышлять как половчее избавиться от соперников. Сначала он приказал Тимми упразднить беспорядки в городе Эде и оставаться там. Повелел: «будь отцом этому городу». Сам же Шанго думал, что избавился от одного соперника, ибо был уверен, что в войне с населением Эде Тимми придёт конец. Однако Тимми усмирил горожан Эде, стал правителем города и прославился ещё больше. Тогда Шанго призвал Гбонку и представил дело так, что город Эде при правлении Тимми должен был стать данником города Ойо, а этого не произошло. Поэтому Гбонке было приказано вызвать Тимми на поединок, победить и привести к Шанго. Гбонка же не питал гнева и ненависти к Тимми, а напротив, был ему другом. Поэтому он осмелился возражать правителю, но Шанго подчеркнул, что велит привести Тимми живым. Сам же тайно мечтал, что при поединке героев один непременно погибнет и останется «разобраться» уже с одним соперником. Вызвав на бой Тимми, Гбонка при помощи волшебного талисмана погрузил друга в глубокий сон и, спящего, доставил к Шанго, а сам удалился. Тимми был уязвлён, что его приволокли спящего и связанного, поэтому Шанго ничего не стоило второй раз натравить великих воинов друг на друга. На этот раз Гбонка отрубил Тимми голову, и за это Шанго велел казнить Гбонку — сжечь его на костре. Костёр не причинил Гбонке вреда и Гбонка изгнал Шанго из города Ойо. В изгнание с Шанго отправилась только одна из его жён — Ойя. Однако на полпути она, оставив мужа, вернулась на родину. Опозоренный Шанго сначала решил повеситься на ветвях дерева, но, поразмыслив, изменил свой замысел и, превратившись в бога грома и огнедышащих молний, вернулся в город и наказал своих обидчиков. А жена Шанго — Ойя — вошла в реку и стала божеством реки, названной впоследствии её именем. Эшу 1. Происхождение Эшу и его культа. Эшу — повелитель дорог и перекрёстков, в том числе перекрёстков человеческого сознания, божество хаоса, рождающего порядок, мастер сложных преобразований, посредник между смертными людьми и богами, наделённый полномочиями осуществлять правосудие. Эшу произошёл от Кел-Руна. 2. Храмы Эшу. В древние времена в Тропической Африке существовали храмы Эшу. Ныне от них остались только предания. В настоящее время существуют святилища Эшу под открытым небом, на перекрёстках дорог, в том числе на тройных перекрёстках. Также последователи культа Эшу сооружают его святилища в своих усадьбах и домах. 3. Характер богослужений и жертвоприношений, подношения и молитвы. Эшу просят об открытии или закрытии дорог, о решении запутанных ситуаций, в целом о мудром решении и о справедливом суде. Подносят Эшу чёрную домашнюю птицу, козлов, в том числе кровь козлов, зерна бобов, а также традиционное пальмовое масло. После того, как этот культ распространился в регионе Америки, в подношения включили зёрна кукурузы. 4. Связанные с Эшу легенды. Легенда 1: «О том, как Эшу торговался за надел земли»: Однажды, проезжая по округе, Эшу заприметил большой надел плодородной земли, который принадлежал двум друзьям, поделившим надел на две части. Плодородная земля весьма приглянулась богу, решившему приобрести её во что бы то ни стало: он предложил за этот надел земли хорошую цену, но два друга наотрез отказались продавать свои угодья. Легенда 2: «О том, как хитрый Эшу приобрёл поместье»: Не сумев купить поместье честным способом, Эшу не оставил намерения получить его и придумал хитрость: он выкрасил свой плащ в два цвета — красный и белый — с двух сторон таким образом, чтобы красная сторона плаща была повёрнута в сторону поля одного друга, а белая сторона плаща — в сторону поля второго друга. Затем он спрятался в засаде и стал ждать как развернутся события. Рано утром два друга вышли на осмотр своих владений и обнаружили плащ. Первый из них тут же сказал: «О чудо! Что делает этот красный плащ на моей земле?». А второй отвечал: «Действительно чудо! Только где ты видишь красный плащ? Этот плащ — белый и находится он на моей земле!». Они заспорили, постепенно страсти накалились, и друзья, схватив палки, сцепились в схватке и поубивали друг друга. Когда они умерли, Эшу, вышел из своего укрытия, откуда он наблюдал эту сцену и воскликнул: «Как же все эти люди запутались! Сколько в них сомнений! Они не в силах разрешить даже такую простую проблему!» Затем он забрал свой плащ и право на понравившийся земельный надел. Ошун В мифологии народа йоруба Ошун — богиня любви и пресноводных водоёмов. 1. Происхождение Ошун и её культа. Богиня любви и творческой сексуальной энергии Ошун родилась в очень красивой раковине, найденной на берегу в дельте пресноводной реки, то есть там, где река впадала в океан. Первоначально только она из всех женщин была способна создать жизнь. Ошун родила сына от Верховного бога. Этот ребёнок, когда вырос, стал Легбой — источником энергии всего мира, а также источником иллюзии и обмана. 2. Храмы Ошун. В древние времена в Тропической Африке храмы Ошун возводились в дельтах пресноводных рек и у источников пресной питьевой воды. В наше время от этих сооружений остались только развалины да легенды об их былом великолепии. В настоящее время существуют святилища Ошун под открытым небом, у родников, у излучин рек и у любых пресноводных природных водоёмов. Последователи культа Ошун часто организуют её святилища в своих домах у небольших фонтанов воды или в своих усадьбах близ искусственных водоёмов. 3. Характер богослужений и жертвоприношений, подношения и молитвы. Богиню Ошун чтят в посвящённый ей день недели, в современном календаре этому дню соответствует суббота. Девушки и женщины обращаются к Ошун с просьбами о любви, красоте, очаровании, удачном замужестве и счастливом супружестве, о сексуальной силе, о зачатии и рождении детей, об охранении домашнего очага, а также в вопросах очищений от всевозможных негативных информационно-энергетических связей и тесно связанных с ними вопросах омоложения организма. Мужчины просят Ошун о сексуальной силе, богатстве, могуществе и основанной на всеобщей любви власти. Ошун традиционно приносят в жертву жёлтых куропаток, уток и кур, в основном тоже жёлтых. В жертвенный огонь добавляют пальмовое масло. В современном мире часто ограничиваются подношениями в виде композиций из ярко-жёлтых цветов, речных и морских раковин. Богине приятны воскурения смолы тропических деревьев и ароматы смесей из лекарственных растений. 4. Связанные с Ошун легенды. Легенда 1: «О рождении Ошун»: Одно африканское, нигерийское, племя проживало в дельте полноводной пресноводной реки Нигер, впадающей в солёный океан. Однажды после бури и шторма люди племени вышли на место слияния этой реки и океана, чтобы поискать себе пищу и интересные вещи, которые обычно волны выбрасывают на берег. Они нашли очень красивую полураскрытую раковину, а в ней — юную богиню Ошун, от которой исходила магнетическая сила и благоуханный аромат. Люди пригласили Ошун к себе и поклонялись ей, а она научила их хорошим манерам и искусству любви. Однако согласно мифу племени йоруба рождение богини Ошун из речной раковины произошло задолго до появления людей. Легенда 2: «О сексуальной энергии Ошун»: Старейшины племени йоруба рассказывают, что в начале сотворения мира выяснилось, что из всех имеющихся в наличии женщин и богинь, прекрасная Ошун — единственная особа, способная создать жизнь, то есть зачать и родить. Для этого она была призвана Верховным богом на его ложе. Сначала Ошун капризничала и прятала свою сексуальную энергию, поэтому вся Вселенная оказалась под угрозой полного исчезновения. Верховный бог никак не мог с ней совладать и приказал всем своим подданным молить Ошун смириться. Покапризничав, Ошун позволила себя уговорить и, сочетавшись супружеским браком с Верховным богом, родила ему сына. Этот ребёнок, когда вырос, стал Легбой — источником энергии всего мира, а также источником иллюзии и обмана. Огун Огун — бог железа, чёрного металла и войны. Сфера его власти и интересов — природные стихийные бедствия и военные конфликты людей. Среда его обитания — места стихийных бедствий и поля сражений. Покровительствует воинам, а также является защитником беспричинно оскорблённых и униженных людей — прислушивается и иногда отвечает на их просьбы. 1. Происхождение Огуна и его культа. Согласно преданию, Огун — сын Обатала и Йемайя. 2. Храмы Огуна. Как правило, Огуну, как богу войны, приносили жертвы перед началом запланированного боя и после удачного сражения. Храмов как таковых не возводили, а строили каменные алтари для жертвоприношений. Для защиты от стихийных бедствий приносили предупредительные жертвы в святилищах под открытым небом — в горах, скалах, ущельях, на границе пустынь, в местах потенциальных наводнений. 3. Характер богослужений и жертвоприношений, подношения и молитвы. Воины и колдуны племени — только мужчины — просят Огуна об удаче в бою и победе над врагами, об успехе сражения. Огуну жертвуют любое мясо. Также жертвенными животными для Огуна являются: «плюющаяся чёрная змея»/кобра, половой член аллигатора, некрупные крысы, чёрные петухи, черепахи, улитки, орехи кола, пальмовое вино, любое красное вино, соль, ямс. Воскуряют смеси из растений, притупляющих страх и боль. 4. Связанные с Огуном легенды. Легенда 1: «О том, как Огун влюбился в свою мать и был изгнан»: Огун воспылал страстью к своей матери Йемайе и несколько раз пытался совокупиться в ней, но не преуспел в этом деле и не достиг своей цели из-за того, что об этом догадался его брат Элегуа и стал предусмотрительно создавать Огуну препятствия, а также сообщил отцу о похоти брата. Обатала, отец Огуна и Элегуа и муж Йемайе, узнав о похотливых и преступных желаниях сына, направился было к нему, чтобы устроить ему взбучку, но Огун убежал в горы, издалека крикнув отцу странную фразу: «Я сам иду проклинать! В то время как мир будет миром, единственное, что я сделаю, состоит в том, чтобы работать на Оча». Провозгласив это, Огун отправился в горы, где никто не мог его достать и ни с кем не общался кроме другого своего брата — охотника Ошоси. В горах Огун добывал железную руду и выплавлял железо. Он работал без отдыха, но не мог избавиться от горя и печали. Такое состояние бога само по себе порождало в земном мире разрушение и стихийные бедствия. Вдобавок он сознательно стал практиковать магию и совершать ритуалы, чтобы сеять везде пыль, пепел, трагедии и войны. Легенда 2: «О том, как Огуна успокоила богиня Ошун»: Находясь в своей шахте и своей кузнице в горах, Огун при помощи своего мастерства вызывал стихийные бедствия и провоцировал у многих людей жажду власти над миром и, как её итог — бесконечные кровопролитные войны. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, богиня любви и страсти Ошун проникла в гору, где, привлекая Огуна очаровательным пением, заставила его попробовать мёд жизни. Огун остался в своих горах и продолжил работать, но огорчение его исчезло и мир успокоился. Аконади Аконади — африканская богиня правосудия. 1. Происхождение Аконади и её культа. Аконади родилась от богини и колдуна и является богиней правосудия, а также оракулом. Она сообщает истину, правду видимую и невидимую людским глазам, то есть ту, что скрыта под мороком. Прибегая к помощи духовного зрения и ясновидения, богиня устанавливает и восстанавливает справедливость во всех ситуациях и вершит правосудие. Особое внимание Аконади уделяет женщинам и их нуждам. Она всегда прислушивается к просьбам женщин. Первоначально богине Аконади поклонялись в Гане, в настоящее время она почитаема почти на всей территории Западной Африки. 2. Храмы Аконади. В древние времена в Тропической Африке в районе около города Акра, главного города Ганы, существовали храм и святилище Аконади. При храме проживали многочисленные жрецы — служители богини, дающие предсказания людям. Существовали и другие храмы Аконади, от которых ныне остались только предания. В настоящее время богине Аконади поклоняются в святилищах под открытым небом или в домах последователей её культа. 3. Характер богослужений и жертвоприношений, подношения и молитвы. Аконади традиционно просят о свершении правосудия, благоприятных предначертаниях и предзнаменованиях, о благоприятном будущем. Женщины просят об избавлении от насилия в семье, о создании семьи, основанной на уважении. Подношениями богине служат зёрна злаковых растений. Со времени распространения культа в регионе Америки подносят зёрна и целые початки маиса/кукурузы. 4. Связанные с Аконади легенды. Легенда 1: «О трёх братьях, бабушке-воровке и драгоценностях»: Рассказывают, что однажды три брата пришли в святилище Аконади, чтобы попросить у неё совета. В их семье умерло один за другим несколько человек, и братья хотели узнать, как остановить череду смертей и спасти себя и близких. От лица богини Аконади её жрецы велели братьям пойти в дом бабушки и найти спрятанную там украденную вещь. Оказалось, что эта бабушка была пособницей группы воров и скупщицей, а также хранительницей краденого. Братья быстро пошли в дом к бабушке, где под её кроватью нашли металлический ящик, полный драгоценностей. Эти драгоценности братья принесли в храм. Таким образом череда смертей была прервана, люди этой семьи перестали умирать. Легенда 2: «О щедрых пожертвованиях в храм Аконади»: Предание гласит, что после описанного выше происшествия в храм Аконади прибыли два человека и рассказали, что драгоценности принадлежат их матери и были украдены из её поместья. Служители и жрецы отвечали, что возвращённая коробка с сокровищами находится в святилище. Законным владельцам было сказано, что они могут забрать её, как только пожелают. Также им было рекомендовано оставить драгоценности в храме, в качестве жертвы на нужды бедных и голодающих женщин и детей. Побуждаемые благородной идеей и осознав, сколько несчастий, в том числе смертей, вызвали эти ценные предметы, владельцы драгоценностей приняли решение пожертвовать их богине Аконади, чтобы жрецы продали их и на вырученные деньги купили еды для нуждающихся и голодающих. Таким образом Аконади в очередной раз проявила себя защитницей бедняков, многодетных женщин и детей. Ойя Ойя — африканская богиня, упоминаемая и почитаемая в традициях всех йоруба и нигерийцев, в частности, статус богини при этом — разный: у йоруба Ойя — богиня реки, воды и женских тайных практик, а у нигерийцев Ойя — богиня ветра. 1. Происхождение Ойи и её культа. Африканской мифологии свойственно наличие разных версий одного и того же мифа у разных племён, поэтому предания обычно рассматривают обобщённо. В случае с нигерийской Ойе и Ойе народа йоруба имеет место не совмещение культа двух разных богинь, а история одной и той же богини в различные временные отрезки её бытия. Известно, что Ойя родилась от нигерийской богини Йемайи, а её отцом, по всей видимости, является Обатала — муж Йемайи. Полюбив чужеземного бога ветра, которым, возможно был Шанго из другого племени, Ойя стала его супругой и получила статус своего супруга — стала почитаться в народе своих предков — нигерийцев — как богиня ветра. А в народе своего мужа — племени йоруба — Ойя первоначально почиталась как богиня реки Нигер, что прямо указывает на её нигерийское происхождение. Миф гласит, что у Шанго было три жены: первая и старшая Ойя — богиня реки Нигер, Ошун — богиня реки Ошун и Оба — богиня реки Оба. В преданиях йоруба Ойя является старшей супругой бога Шанго, правившего в городе, который назывался Ойя, то есть носил имя его старшей и любимой жены. В позднейших легендах Шанго правил древним и когда-то могущественным городом-государством, называвшемся Ойо, что созвучно имени жены Шанго, богини Ойе. Когда Шанго был свержен своими противниками, утратил трон и был изгнан, Ойя единственная из всех жён последовала за мужем в изгнание. Когда он, не вынеся унижений, принял решение покончить с собой, верная супруга последовала за ним, войдя в воды реки, названной впоследствии её именем – Ойя. Таким образом она является богиней двух рек — Нигер и Ойи, а также богиней буйного ветра или просто бури. 2. Храмы Ойи. В настоящее время храмов Ойе не существует. Ойе, как богине реки, поклоняются в святилищах у источников вод, на берегах рек. Ойе, как богине ветра, поклоняются на возвышенностях. В этих местах сооружают жертвенники и собираются на праздничные культовые церемонии, сопровождающиеся инициациями и жертвоприношениями. 3. Характер богослужений и жертвоприношений, подношения и молитвы. Желающие удачно выйти замуж женщины стремятся получить инициацию Ойи. Традиционное подношение богине Ойе — блюдо в виде шара из измельчённых, жареных в пальмовом масле бобов. 4. Связанные с Ойей легенды. Легенда 1: «О любви Ойи к богу ветра»: Ойя, дочь Йемайи и Обатала, счастливо жила в доме своих родителей под присмотром матери, отца и братьев. Повзрослев, она влюбилась в молодого человека из далёкого селения, который оказался богом ветра, надул ей чрево и, когда в положенный срок Ойя родила дочь, её саму стали почитать как богиню ветра. Легенда 2: «О том как Ойя стала богиней реки»: Муж Ойи был могущественный бог ветров, воин и правитель великого древнего города-государства. У него было много жён, но любимой, старшей, и главнейшей женой считалась Ойя. Однажды супруг Ойи был свергнут и изгнан из своих земель. Ойя единственная из всех жён последовала за ним в изгнание. Не вынеся стыда и позора, свергнутый правитель решил покончить с жизнью, повесившись на ветвях дерева, а Ойя решила последовать за ним, но иным способом — войдя в воды реки. Так она и поступила без колебаний. Эта река впоследствии стала носить её имя — Ойя. Супруг же её, увидев смерть жены, передумал вешаться, вместо этого он восстановил силы, вернулся в свои земли и отвоевал свой трон. * * * ориша — духи, эманации бога творца в традиции африканского племени йоруба; легба /папа-Легба — одна из центральных фигур в культе вуду, проводник в иные миры, посредник между людьми и всеми остальными духами-лоа. лоа — невидимые духи, осуществляющие посредничество между богом и человеком, играющие важную роль в ритуалах вуду и часто связанные с таким понятием как одержимость. Наделены огромной силой и почти неограниченными возможностями. хунган — это священник или жрец вуду; мамбо — это жрица вуду; бокор — колдун, человек профессионально занимающийся колдовством, практик чёрной магии. Источники: 1. Большая Российская Энциклопедия, 2004; 2. Мифы народов мира, ред.Токарева С.А. - М., Советская энциклопедия, 1992; 3. Мифологический словарь, гл.ред.Мелетинский Е.М.- М.:Советская энциклопедия, 1990; 4. Мифы народов Африки., Вернер Э., перевод с англ. Любовская Т.Е., Центрполиграф, 2007; 5. Сказки народов Африки.-М.-Л.:Художественная литература, 1959; 6. Иорданский В.Б., Звери, люди, боги, Очерки африканской мифологии. – М.: Академический проект, 2005; 7. Попов В.А., Этнография Африки. (Цивилизации и протоцивилизации Тропической Африки). - СПб., 2001; 8. Львова Э.С., Этнография Африки. - М., 1981; 9. Сын ветра. Сказки Центральной и Южной Африки. - М.: Молодая гвардия, 1989;
    3 балла
  2. Увеличение Личной Силы Лидерский 1. Текущее значение Личной Силы Лидера. 2. Работа с группой. Прецепторы. 3. Лидер как Лорд территории. 4. Работа с клиентами и проведение потока. 5. Работа с Внешними точками. Подключения. Система Круг. 6. Создание Артефактов в качестве Якорей. 7. Сеть Ретиария как пространственное заклинание. 8. Проработка Серебряной Нити. 9 жизней Мага. -------------------------------------------------------------- Магазин В этой же теме пишите свои отчёты и отзывы.
    2 балла
×
×
  • Создать...